|
|
|
|
Личный хит-парад амортизаторов для дорожного применения
Автор: Антон Самохвалов
Амортизаторы по своей конструкции
бывают:
1. двухтрубные гидравлические
2. двухтрубные газогидравлические с газом низкого давления
3. однотрубные газогидравлические с газом высокого давления
A — воздух под атмосферным давлением
B — газ
C — масло
Разница между 1 и 2 в том, что у вторых пространство между цилиндрами заполнено газом под относительно небольшим
давлением.
Зачем газ? В принципе, конструкция 2 имеет большее сопротивление к вспениванию, что позволяет получить довольно
стабильные характеристики во всем диапазоне температур и ходов подвески, но само возникновение вспенивания зависит
от ряда причин. Например, от качества масла. Некоторые производители дешевых амортизаторов используют низкокачественное
масло, а для препятствования вспенивания подпирают газом — клапана не разрушаются от кавитации, но и амортизатор
работает не особо — масло то низкокачественным осталось. Поэтому ни наличие, ни отсутствие газа в двухтрубном амортизаторе
ни о чем не говорит.
Поэтому когда стоит вопрос: газогидравлика или гидравлика — вопрос некорректен. Все зависит от того, что предлагает та,
или иная фирма для конкретного автомобиля, и чем она это объясняет. И когда одна и та же фирма на один и тот же
автомобиль предлагает амортизаторы РАЗНЫЕ ПО КОНСТРУКЦИИ, ничем это не мотивируя — я НЕ ВЕРЮ! А мысль я веду к одному:
неважно какой амортизатор по конструкции, важен производитель, его репутация и качество продукции. А уж эти компоненты
определяют и цену, и долговечность амортизаторов, и ощущения от езды.
Например, кажется благоразумным подход KONI, выпускающих две серии амортизаторов: KONI Sport и KONI Special — клиента
не должно волновать, какая у него конструкция амортизаторов — ему предлагается на выбор: для комфортной езды Special,
для активной — Sport. Причем в обоих сериях встречаются все три конструктивных схемы. Хотя однотрубники у KONI больше
используются на внедорожниках, тяжелых машинах или на особых подвесках (например, торсионы на французах).
Хит-парад дорожных амортизаторов (для настоящего спорта - по-другому. т.к. здесь все уже
зависит от амбиций и возможностей)
Хочу также отметить, что амортизаторы, стоящие в серии на довольно массовых машинах, составляют несколько другой сектор
рынка. Например, амортизаторы Sachs, установленные в фирменных дилерских центрах BMW, имеет меньшую ходимость, чем Sachs,
установленный на заводе.
1-2. KONI и Bilstein
Сразу оговорюсь, почему эти фирмы
поделили 1-2 места: у одних лучше амортизаторы на одни автомобили, у других на другие. Если в разговоре с представителями
упоминаешь прочую фирму (Monroe, Boge, Kayaba) — брезгливо морщатся (эти нам не конкуренты), при упоминании кого-то из
них (KONI or Bilstein), напрягаются, говорят, что да, мол, неплохие амортизаторы, но их получше будут.
Амортизаторы эти самые дорогие. Но и качество на высоте (умирают, как правило, вместе с автомобилем).
Подход к производству:
KONI — сделать лучше чем то, что стоит на машине изначально (с завода).
Преимущество — возможность регулировки жесткости как для компенсации износа, так и для "прохватить" с регулировкой без
снятия. Производятся KONI в небольших количествах. Культура производства на высоте: каждый амортизатор перед упаковкой
в коробку проходит тестирование на четкое соответствие заданным характеристикам (в Германии на них дают пожизненную
гарантию на одном автомобиле при одном хозяине.
Bilstein — сделать по-своему.
Я имею в виду немецкий Bilstein, желтого цвета серии Спорт, а не Стандарт синий или черный испанский (качеством слаб).
Отличительная черта этих амортизаторов, что они практически все однотрубники. У Bilstein четкая ориентация на
бескомпромиссный подход — Спорт значит жестко. Если на KONI Sport трясет не очень, то на этих зубодробилка (особенно если
передний патрон — перевертыш McPherson) самая настоящая (собственные ощущения от поездок на Е34).
3. Boge
Немецкая фирма, производящая амортизаторы на
конвейер многих немецких заводов. Сейчас принадлежит Sachs. Добротные амортизаторы, не более того.
Принцип
производства: сделать, пусть будут. Они дешевые, характеристики подвески иномарок они меняют не особо заметно, кроме,
пожалуй, "дубовой" серии TurboGas.
4. Sachs
Чуть похуже, чем Boge, еще дешевле, еще менее надежны.
Подход — унификация, дешивизна. На "Ниву"и "Классику" один и тот же амортизатор по каталогу — непорядок.
(Например, у KONI и Bilstein амортизаторы разные не только по номерам, но и по конструкции, и по жесткости, что, в
принципе, правильно — ведь одна машина легковая, а вторая внедорожник).
5. KYB, Tokico
Японские дешевые амортизаторы, в серии на
всех японках. Относительно ненадежные (качество — как датчик случайных чисел, где по 300 тысяч ходят, а где в течение
месяца кончаются). Особенно слаб шток при попадании на него московской солевой каши — ржавеет в течение недели.
Выпускаются газ, гидравлика и "усиленный газ"
Очень мне понравилось их решение для Лексуса — комбинация однотрубного и двутрубного амортизаторов в одном. Правда я не
знаю чья это была идея: Toyota или KYB.
6. Monroe
Подход один — aftermarket. Кончился амортизатор,
пошел купил, дешево и сердито. Надежность, в среднем, как в рекламе — 20'000 км. При установке этих амортизаторов в
подвеску советских авто, по сравнению со стандартом разница чувствуется. C иномарками по-другому.
По поводу их "новейшей разработки"
сенса-трак. Если внимательно посмотреть на то место, где у него проточка невольно задумываешься: а правильно ли это
сделано?
Согласен, на булыжнике, хода подвески небольшие, скорости перемещения штока амортизатора большие, для лучшего
перетекания сделаем там проточку. Хорошо, комфортно, мягко. Едем дальше. Закладываем поворот и, машина валится как
американец 80х годов. Что это? А это масло, беспрепятственно перетекая через проточку не обеспечило нужного гашения
крена. KONI и Bilstein упираются, чтобы получить максимальный прирост усилия сопротивления амортизатора при небольшом
приросте скорости на скоростях перемещения штока до 0.33м/с, что обеспечивает автомобилю лучшую курсовую устойчивость и
более предсказуемое поведение в повороте (валится машина медленнее). Кроме того, при изменении клиренса автомобиля (3-4
человека в салоне), поршень перемещается в "жесткую зону", на малых ходах обеспечивая "табуретку", а при больших нагрузках
увеличивается амплитуда ходов подвески за счет легкого проскакивания поршнем "мягкой зоны".
Итого
5 и 6 понимающим людям обычно не нравятся. 3 и 4 так себе, а от 1 и 2 только положительные эмоции (кроме перевернутых
McPhersonов у Bilstein — это на любителя).
Мои мнения, кстати, сильно совпадают с мнением немцев, которые являются
основными потребителями амортизаторной продукции. Но предпочитают они ставить все это хозяйство (как, впрочем, и диски с
резиной) на новые авто, чтобы погонять от души. Поэтому на Монро там почти никто не ездит, а в основном попадаются KONI,
Bilstein, плюс комбинации из этих амортизаторов с пружинами Eibach, H&R, просто комплекты подвески.
Естественно,
возникает вопрос о целесообразности установки тех или иных амортизаторов — но это все вопрос денег. Если авто — умирающая
иномарка, которой елозить не долго осталось, то на нее KONI и Bilstein ставить явно нецелесообразно, хотя энтузиасты
попадаются. Если машина только куплена и человек предпочитает не возиться с амортизаторами в дальнейшем, получать
удовольствие от езды, то тут явно надо обратить внимание на позиции 1 и 2 хит-парада.
|
|
|
|